Общественная организацияКрымский Культурный Клуб «45 Меридиан» Альманах Тавриды«45 Меридиан» |
|
Новости
20:50
20 АВГУСТА 2012 \| ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА, ПОСВЯЩЕННАЯ 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ ВАСИЛИЯ АКСЁНОВА\| Г. СИМФЕРОПОЛЬ
ПРЕСС-СЛУЖБА Представительства Россотрудничества http://rscrimea.ru/content/21_iyunya_2012_tvorcheskaya_vstrecha_posvyashchennaya_80_letiyu_so_dnya_rozhdeniya_ri_rozhde Доклад: Н. А. Лантух, Старший преподаватель кафедры методики преподавания филологических дисциплин Таврического национального университета им. В. И. Вернадского
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КРЫМА В РОМАНЕ ВАСИЛИЯ АКСЁНОВА «ОСТРОВ КРЫМ» …в этой книге он много лет назад писал о свободе Острова Крым, который тогда был лишь полуостровом. А. Ткаченко
Так странно нынче переплетаются фантазии и реальность. В. Аксёнов
Являясь формой осознания и оценки образа будущего, литературная утопия (к одной из современных разновидностей которой мы относим роман В. Аксёнова «Остров Крым») предполагает различные варианты грядущего как потенциальной реальности, как «свёрнутой» реальности. Если большинство традиционных утопий строились как посещение неведомой страны, то роман Василия Аксёнова рассказывает о хорошо известном месте – Крыме. Крым получил в произведении статус Острова, в результате неожиданного зигзага истории отделился от России (Советского Союза) и стал процветающей буржуазной страной с одним из самых высоких жизненных стандартов и одной из самых открытых демократий в мире. Как и любая утопия, роман В. Аксёнова представляет попытку предвосхитить будущее. Роман «Остров Крым» написан в 1979 году, ещё не прошло и 30 лет со дня его написания, но время уже подтвердило его мощный прогностический потенциал. Действительно, жизнь иногда так причудливо обыгрывает самые сумасшедшие фантазии, наполняя жизненной силой смелые, некогда озвученные, но нереализованные идеи. Всё, что происходит в Крыму с начала 90-х годов XX века, напоминает некое мистическое превращение полуострова Крым в Остров Крым с последовательным развитием всех атрибутов будущего утопического Острова. Абсолютно верно подмечена писателем «островная» направленность идентичности крымчан, которую он усилил в романе, назвав Крым «Островом» с большой буквы. Островной характер населения Крыма берёт своё начало в древности, вытекает из особого географического положения и сложных исторических переплетений судеб разных народов. Проявления островного характера крымской ментальности по-разному выражались в различные периоды исторической жизни полуострова. Так, в годы существования Крымского ханства у русских формируется устрашающий образ «татарской неволи», связанный с Крымом, а на лубочных картах XVII века можно увидеть остров в центре Чёрного моря, «отекающего остров Крым» [1]. Крымские татары также манифестируют свой образ полуострова в тот период как «адо Крым» (или «остров Крым») [2]. Следует отметить, что «островная» идентичность всегда присутствовала в ментальном пространстве Крыма, имея лишь различную степень выраженности в разные исторические периоды. Даже в самый спокойный и благополучный период для Крыма – в эпоху «застоя» - для крымчан была актуальна мифологема «за Перекопом земли нет», которая в то время не имела никакого политического подтекста, а только лишь манифестировала идею «инаковости», «отделённости» от материка, «островную», или крымскую региональную идентичность. Островной статус географических объектов глубоко укоренён в мифологическом сознании народов и неизбежно наделяется сакральностью, способностью к порождению чуда, являться чудом (вспомним остров Буян с его чудесами). Это связано, вероятно, с особым режимом рубежной коммуникации и особым характером рубежной энергетики островных образований. Что же представляет собой Остров Крым – « чудо натуры и истории» – в романе В. Аксёнова и какие прогностические моменты этого литературного произведения нашли свое воплощение, пусть даже смутное, неясное, в современной жизни Крыма? В романе Крым – это процветающий остров с высокими жизненными стандартами и открытой демократией, с богатым, свободным и, казалось бы, счастливым народом. Но атмосфера Острова и вся жизнь его обитателей наполнена неким ожиданием; состояние, в котором пребывают островитяне, можно разложить на две составляющие – Неопределенность и Временность. Неопределенность связана с нерешённым вопросом о статусе Острова Крым, который в 1920 году в результате удивительного стечения обстоятельств отвалился от красной России и вот уже почти 60 лет ждет Светлого Дня Весеннего Похода для Возрождения Отчизны или еще какого-либо решения своего специфического островного вопроса. Специфика островной жизни состояла в том, что крымчане « каким-то странным образом не считали свою страну страной, а вроде как бы временным лагерем», у себя дома они как-то умудрялись жить без паспортов, носили в карманах американские, английские, швейцарские паспорта. Бывшие белые офицеры, которые стали называться на Острове «временные эвакуанты», а позже – «врэвакуанты», будучи у власти, дали Крыму временное название «База временной эвакуации». Государственный банк Крыма «с тупым упорством» продолжал носить старое название Банк Вооружённых Сил Юга России. В мире все знали Остров как Остров Крым. СССР не признавал такого международного субъекта, как Остров Крым. «Несуществующий в природе Остров Крым» в советской прессе называли «Зона Восточного Средиземноморья», поэтому посол Крыма в Москве назывался директором Станции культурных связей Восточного Средиземноморья. В ООН Крым, конечно, не был представлен – СССР никогда бы не допустил такого «кощунства», но в органах ЮНЕСКО активно участвовал, ибо нельзя было себе и представить какую-либо серьезную международную активность без этого активнейшего Острова. Под давлением Советского Союза никто не смел называть Остров тем именем, которое он сам себе присвоил, именем «Крым-Россия». В документах ЮНЕСКО употреблялось обозначение «Остров Крым», но крымский представитель на все заседания являлся с табличкой «Крым-Россия» и выступал всегда от имени организации «Крым- Россия». Все государственные органы Острова включали в свое название слово «временный» – Временная Государственная Дума, Временный Институт Иностранных Связей (Министерство иностранных дел Острова Крым), Конституция тоже была временной и на нее смотрели сквозь пальцы. Таким образом, все эти наименования Острова и его институтов были отражением ситуации Неопределенности и Временности, которая являлась доминантой новейшей истории Крыма. История Острова Крым как самостоятельного субъекта началась 20 января 1920 года. В этот день Красная армия потерпела сокрушительное поражение на льду Чонгарского пролива и большевики не смогли взять под свой контроль Крым. В романе описывается жизнь Острова через 60 лет. Несмотря на сытую, благополучную и счастливую жизнь крымчан, политическая ситуация в Крыму напряжена до предела, Остров охвачен политическими страстями, и читатели до последних страниц романа не знают, кто победит – яки или сторонники Идеи Общей Судьбы, какое будущее ждет Крым. Яки – это движение молодых крымчан за создание новой нации на базе слияния различных этнических групп и формирования нового крымского национального сознания. Сторонники идеи Общей Судьбы, а их множество на Острове во всех слоях населения, призывают к добровольному присоединению Крыма к СССР. Симпатия к Советскому Союзу и даже тенденция к слиянию с ним – главенствующая идея на Острове. Если бы в данный момент провели «соответствующий референдум, то не менее 70 процентов населения высказались бы за вхождение в СССР» [3]. «Просоветские и панрусистские настроения на Острове – это единственная реальность» [4]. Идея Общей Судьбы овладевает умами. Татарские националисты выступают против Идеи Общей Судьбы, в их среде с каждым днем усиливается влияние яки. «Для татар яки – хорошая альтернатива русской идее» [5]. Но большая часть татарского населения поддерживает Идею Общей Судьбы – «если даже муллы за автономию в границах СССР» [6]. И это еще не все игроки на политическом поле Крыма – на Острове зарегистрировано 39 политических партий. Среди них правый спектр занимает русская партия Союз Возрождения Родины и Престола и ее законспирированное правое крыло «Волчья Сотня». «Волчья Сотня» - это бандюги, спекулирующие на романтике «белого движения». Они малочисленны, влияние их на массы почти нулевое, но оружие и деньги у них есть, и главное – наглое хулиганское безумие» [7]. Это они поставили цель убить лидера Союза Общей Судьбы Андрея Лучникова. Молодежное подразделение этой партии «Молодая Волчья Сотня». Левый политический спектр представляют 5 крымских коммунистических партий. К крайне левым молодежным организациям относятся «Красная стража» и «Красный фронт». Политическая борьба накаляется. Фракция яки- националистов во Временной Государственной Думе Крыма яростно атаковала врэвакувантов и потребовала немедленного выделения Острова в отдельное государство со всеми надлежащими институтами. Они получили решительный отпор со стороны Союза Возрождения Родины и Престола, коммунистов, социал-демократов, конституционных демократов, «трудовиков», «друзей ислама». Исламский руководитель татарского народа Крыма призывает своих подданных голосовать за Союз Общей Судьбы и выражает уверенность, что « в составе великого Советского Союза Крым сможет внести более солидную лепту в движение неприсоединения, укрепить антиимпериалистический фронт своих братьев по вере» [8]. Один из персонажей романа Фёдор Бутурлин, товарищ министра информации Острова Крым, перечисляет признаки, которые в своей совокупности составляют базу неизбежной грядущей катастрофы:
Далее события развиваются стремительно. Трехсторонняя комиссия, которая была создана для урегулирования нарастающего крымского кризиса, не успевает принять никаких существенных мер, способных разрядить обстановку. В мае происходит желаемое жителями Крыма и объективно неотвратимое событие – поглощение Острова великой страной. Но это происходит довольно странно – в форме вторжения в добровольно присоединившуюся страну. Официально в средствах массовой информации оно было представлено как военно-спортивный праздник под общим названием «Весна» в ознаменование воссоединения народа Восточного Средиземноморья с великим советским народом, поскольку Президиум Верховного Совета СССР удовлетворил просьбу Восточного Средиземноморья о включении его в состав Советского Союза. Со всех сторон к Острову подходят десантные суда, на пляжи высаживаются танковые колонны, в бухты - морская пехота. Аэропорт Симферополя наводнен «Антеями». Радарные системы оповещают о приближающемся соединении истребительной авиации. С утра толпы народа вышли на улицы Симферополя встречать советские войска, посмотреть «церемониальный проход частей родной Советской Армии». Молодежь развесила по ветвям платанов лозунги типа «Привет, Москва!», «Советский Остров приветствует советский материк!», «Крым + Кремль = любовь!» [9]. Такова история прекрасного утопического Острова Крым, который достиг своей мечты – слился с материком, соединил свою судьбу с судьбой великой страны. И если в 80-е годы XX века эта история воспринималась как литературный вымысел, более того, как полная фантасмагория, то в начале XXI века становится очевидным мощный прогностический потенциал данной литературной утопии. Некоторые современные тенденции развития политических процессов в Крыму удивительным образом напоминают исторический путь Острова. Особые черты крымской ментальности точно схвачены автором и отображены в романе в соответствии с логикой формирующей их условной реальности. Одна из важнейших дат новейшей истории Крыма – 20 января 1991 года (день проведения референдума о восстановлении Крымской автономии) – совпадает с 20 января 1920 года романного времени, когда начинается история Острова Крым, отделившегося от страны-материка. В конце 70-х годов прошлого века трудно было представить отрыв русского Крыма от России, миллионы русских за рубежами своего Отечества, но сегодня мы стали свидетелями сбывшихся литературных прогнозов писателя. Главная идея крымского общества в романе – Идея Общей Судьбы – находит своих многочисленных сторонников в современном Крыму. Эта идея постепенно приобретает черты, описанные в романе В. Аксенова «Остров Крым». Помимо политической составляющей, она содержит мощный духовный заряд, развивает в себе признаки мифологемы, приобретая статус Смысла и Народной Мечты. Именно духовный стержень Идеи Общей Судьбы мотивирует выбор героев романа и обладает несомненной притягательностью для крымчан сегодня и, очевидно, не утратит ее в будущем. Ибо выбор формулируется так: «сытое прозябание на задворках человечества или участие в мессианском пути России, а, следовательно, в духовном процессе нашего времени» [10]. Но «чтобы участвовать в кровообращении России, надо стать ее частью» [11]. И если не сегодня, то в будущем перед нами встанут, как и перед героями романа «Остров Крым», «проклятые русские островные и материковые проблемы». И мы так же задумываемся над терзавшим их вопросом: какие тектонические силы провидения отделили Крым от России и для чего? «Уж не для того ли, чтобы задать нашему поколению русских нынешнюю мучительную задачу?» [12].
ЛИТЕРАТУРА:
Опубликовано: Сборник «Материалы IV научно-практической конференции «Крым в контексте Русского мира: язык и культура», посвящённой 208 годовщине со дня рождения А.С. Пушкина. – Симферополь: Таврия, 2007. – С. 89 – 94. |
© MirKrimea |